English

Информационно-образовательный портал

Пластиковая индустрия: почему быстрая мода должна исчезнуть

Екатерина Власова, Тамара Бжинава, 13 июля 2022

Многие масс-маркеты уже довольно давно перешли на альтернативу натуральным тканям. Вместо привычных хлопка и шерсти на этикетках все чаще можно встретить «полиэстер 100%», а маркетологи магазинов гордо вешают значок Eco fabric на целые коллекции вещей. Но так ли экологично покупать одежду в масс-маркетах, как мы думаем? Екатерина Власова и Тамара Бжинава разобрались в том, где и как обзаводиться новыми вещами без вреда природе.

Действительно ли мода такая быстрая, как говорят?

Понятие «быстрая мода» зародилось в далеких нулевых, когда обороты стали набирать такие марки одежды, как H&M, Zara, Topshop и другие популярные в народе масс-маркеты. Их незаменимость в мире легко объясняется доступностью цен и обилием одежды на любой вкус. Сезонные и тематические коллекции, различные коллаборации со звездами и популярными брендами, разнообразие аксессуаров. И все это дешево и стильно. Но есть у такой одежды и свой минус – она недолговечна. Повезло, если вы относили новую кофточку из Zara пару сезонов. Но авторы исследования «Анонимная синтетика. Пристрастие модных брендов к ископаемому топливу» говорят, что в среднем изделия fast fashion надеваются семь-восемь раз, после чего выкидываются бездумно в мусоропровод. Сами понимаете, что отсюда одежда попадает либо на городские свалки, либо на мусоросжигательные фабрики, что само по себе не очень хорошо.

Но быстрая мода названа так не только потому, что одежда быстро изнашивается. Немаловажно и то, что сменяемость коллекций настолько стремительная, что бренды не успевают распродать свои же изделия. То, что происходит с вещами, оставшимися лежать на полках не так уж предсказуемо: кажется, что в таких случаях и устраивают распродажи, а может быть одежду раздают малоимущим. Но так чаще всего происходит только с масс-маркетами, магазины со статусом люкс избавляются от своих изделий иначе. Так, например, в 2018 году BBC News рассказали о том, что Burberry уничтожает, в прямом смысле этого слова, оставшиеся товары: работники просто отправляют вещи в печь. Правда, после этого, представители модной фирмы заявили, что подходят к утилизации одежды ответственно: энергия, вырабатываемая при сжигании одежды, улавливается. Уже сейчас Burberry ищут способы сокращения и переоценки получаемых отходов. Но, к сожалению, далеко не все фирмы подходят к утилизации товаров ответственно: это зависит от политики компании-производителя. Louis Vuitton так же, как и Burberry, сжигает нераспроданные товары в конце каждого сезона. Но дважды в год представители устраивают закрытые распродажи для сотрудников. А бренд Nike выделился иначе: несколько лет назад на мусорке фирменного магазина на Манхэттене обнаружили большие мешки, забитые спортивной одеждой и обувью. Интересно и то, что выкинутые вещи были изрезаны и непригодны для носки.

Так как же лучше всего бороться с быстротечностью моды? Покупать одежду в стоковых магазинах, секонд-хендах, ресейл-сторах. Вы скажете: «Окей, со стоковыми магазинами все понятно. Это нераспроданные коллекции крупных брендов. Но последние два пункта выбиваются из списка, ведь в секондах и ресейл-сторах одежда подвергается химической обработке, а это совершенно не экологично». Эксперт Анастасия Приказчикова, журналист и автор блога I’mOrganic, возражает: «Из своего опыта общения с создателями ресейл-сторов могу сказать, что они используют обработку паром, некоторые сдают вещи в химчистку. Но и мы, обычные потребители, сдаём изделия в химчистку, когда понимаем, что сами не сможем качественно очистить вещь. Так что не вижу в этом ничего криминального. Намного хуже просто выбросить одежду, нежели очистить ее, пусть даже в химчистке, а затем перепродать. В идеале, можно не покупать вещи, а обмениваться ими на свопах (вечеринки с обменом ненужными вещами – прим. автора)». То есть покупка новой вещи может стать не просто привычным «пришел – выбрал одну из тысячи одинаковых – купил», а чем-то большим: осознанное потребление, выискивание той самой особенной вещи, которой не встретишь ни на ком другом, еще и знакомства с новыми людьми, если все-таки предпочтете свопы секонд-хендам и стоковым магазинам.

Действительно ли синтетика экологичнее натуральных тканей?

«Синтетика используется чаще, поскольку это более доступный и износостойкий материал, обладающий функциями, которых нет у натуральных тканей», – говорит Анастасия Приказчикова. И это действительно так. Сейчас в индустрии быстрой моды используется 69% синтетических материалов, а к 2030 году прогнозы совсем неутешительные: производство должно увеличиться до 75%. Почему же это нехорошо, спросите вы. А мы ответим: производство таких материалов влияет на экологию прямо негативно. Например, производство нейлона приводит к выбросам закиси азота в атмосферу, а при стирке он расщепляется так же, как и полиэстер, что приводит к загрязнению водных систем. Но не только синтетика негативно влияет на экологию: например, при производстве хлопковых тканей, затрачивается огромное количество воды. Благодаря выращиванию хлопка была спровоцирована одна из крупнейших экологических катастроф: в 1960 году было изменено течение Амударьи и Сырдарьи – рек, впадающих в Аральское море. Это было сделано с целью поддержки хлопковых плантаций на территории Узбекистана и Казахстана. Все закончилось трагично: изменение течения рек привело к тому, что уровень воды упал настолько, что от моря не осталось почти и следа.

Автор блога I’mOrganic считает, что экологичными тканями можно назвать только те, чья экологичность подтверждена независимыми сертифицирующими организациями: «Сегодня встречается слишком много гринвошинга (гринвошинг – экологичное позиционирование компании без достаточных для этого оснований – прим. автора), чтобы доверять ничем не подтверждённым заявлениям производителя. Когда производитель называет обычную вискозу экологичной тканью, он умалчивает о процессе её производства, при котором используются агрессивные химические вещества и массово вырубаются деревья, что несомненно ставит под вопрос экологичность материала. Другое дело, скажем, инновационный текстиль Circulose шведской компании Renewcell, который делается из переработанного текстиля экологичным методом».

Что касается материалов, по типу натурального меха и кожи, то в настоящее время модные дома отказываются от их использования. Да и искусственные материалы выигрывают по многим параметрам. RBC проводили целое исследование, целью которого было выяснить, что же лучше — натуральный или искусственный мех. Последний победил по многим признакам, но проиграл по количеству лет службы. Как мы уже говорили, вещи из ненатуральных материалов служат мало. Поэтому в статья RBC предлагают покупать шубы из натурального меха на ресейл-платформах и в секонд-хендах. Анастасия Приказчикова считает, что оба варианта материалов не экологичны: «Искусственные мех и кожа будут разлагаться сотни лет, распадаясь на микропластик. Получается, с искусственными материалами вы спасаете животных, но не планету». Эксперт также советует не забывать о том, что если ваша эко-шуба или сумка из эко-кожи потеряли вид, необходимо сдать их на переработку.

Так что же делать, чтобы оставаться модным, но сохранить экологию? Мы собрали несколько советов, которые помогут вам стать eco-friendly во всем, что касается шоппинга.

Скажи «нет» быстрой моде

Рекомендуем отдавать предпочтение любым альтернативам масс-маркетов. Здесь речь идет не только о секонд-хендах, но и о любых видах купли – продажи вещей, а также о их обмене: ресейл-сторы, своп-вечеринки. Не нужно забывать и о пунктах приема ненужной одежды. Оттуда вещи направляются либо на благотворительность, либо в секонд-хенды, либо на переработку. Во многих масс-маркетах давно появились бонусы за сдачу ненужных вещей.

Эко-бренды

Альтернативой к покупке вещей в секондах могут стать бренды с прозрачной информацией о производстве одежды. «Речь идет об экологичных брендах. Они ставят на первое место заботу об окружающей среде: снижают экологический след своих продуктов, используют эко-материалы, такие как натуральные ткани, текстиль из переработанного сырья и так далее», – говорит Анастасия Приказчикова. В наше время к таким брендам можно отнести не только специализированные локальные бренды, но и те, что на слуху.

Натуральный шоппинг

Если же все-таки случилось так, что вы оказались в масс-маркете, то советуем отдавать предпочтение натуральным тканям, по типу хлопка и шерсти: при стирке их микроволокна не оставляют след в воде, а оказавшись на свалке, они вполне способны разложиться самостоятельно.

Rating 1 Просмотров: 1468

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.