English

Информационно-образовательный портал

Обмани меня, если сможешь

Мария Журина, 28 сентября 2022

Бывает, в голову приходит мысль. Например идея для нового текста, шутка или красивая мелодия. Кажется, почему никто до этого не додумался? А, нет – додумался. И не один человек, а десятки, сотни или даже тысячи. Нам может казаться, что мы сами придумали что-то, тогда как в действительности мы это уже слышали и просто забыли.

Такое когнитивное искажение, сбой в работе мозга, называется криптомнезией. Оно, как и другие искажения, сопровождает нас на протяжении всей жизни. Но иногда они оказываются не так безобидны, серьёзно нарушая восприятие реальности.

Предвзятость нормальности

Замечали, что во время глобальных мировых перемен люди часто не делают вид, что ничего не происходит? Фраза «всего пару недель дома посидим и всё, пандемия в 21 веке – это невозможно» – совсем недавно звучала из каждого дома, однако пара недель изоляции растянулась на полгода.

Лучше всего предвзятость нормальности описывает мем «This is fine». Такое восприятие – сбой в реакции на стресс: в момент, когда нужно быстро действовать, включается не «бей», не «беги», а «замри». В самый опасный момент человек может просто сидеть на месте.

Так было, к примеру, 9 сентября 2001 года во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке. По словам выживших, далеко не все сразу среагировали на опасность и покинули здание: многие доделывали дела, выключали компьютеры, звонили родным или даже шли в душ. Были и те, кто отказывался эвакуироваться, заявляя, что ничего не происходит. Люди пытались защитить себя, физически прячась от проблемы и не двигаясь. Такая реакция делает предвзятость нормальности одним из самых опасных когнитивных искажений.

Последовавшие за трагедией исследования подтверждают, что стресс замедляет скорость обработки информации. А значит, людям порой требуется больше времени, чтобы осознать происходящее и принять меры. Даже если времени на это нет.

Предвзятость подтверждения

Другое когнитивное искажение, предвзятость подтверждения, – причина, почему людей так непросто переубедить. Споры в интернете или за столом на кухне – неважно, каждый имеет свою позицию и отказывается верить собеседнику.     

Нам хочется думать, что наши убеждения логичные, что наше мнение не ошибочно. Исследования показывают – даже если человек получит убедительное опровержение, он лишь укрепит веру в свою правоту.

Мы пытаемся подтвердить свою точку зрения, поэтому интерпретируем информацию соответственно. Так, читая отзывы на понравившийся товар, мы замечаем лишь его достоинства. И наоборот, если товар не нравится – мы ищем в нём недостатки. И поэтому во время споров люди не слышат друг друга за стеной собственных убеждений.

Ошибка выжившего

Одно из самых известных когнитивных искажений – ошибка выжившего. Возникает оно из-за нехватки данных, так как учитывается известная информация и игнорируется неизвестная, но существующая.

Классический пример – ситуация с американскими бомбардировщиками времён Второй мировой. На базу возвращались не все самолёты, а те, что долетали были в пробоинах от артиллерии и истребителей. Было решено покрыть их бронёй там, где было больше попаданий – на фюзеляже и крыльях.

Но план оказался не очень удачным – рассматривались только уцелевшие самолёты, для которых попадания противника оказались как раз не критичными. Гораздо больше информации дали бы сбитые самолёты, но изучить их невозможно. Решение предложил венгерский математик Абрахам Вальд – укреплять самолёты там, куда пули как раз не попали. Именно эти части бомбардировщиков оказались самыми важными.

Конечно, речь далеко не всегда идёт только о выживании. Популярный способ построить карьеру, бросив учёбу и добившись успеха своим путём, тоже возник в результате этого искажения. Нам известны Билл Гейтс, Канье Уэст, Леонардо Ди Каприо, которые бросили учёбу и стали знаменитыми.

Однако нам не известны истории «успеха» миллионов их последователей. Для достижения большего результата помимо упорного труда нужна и большая удача. Но «выжившие» об этом молчат. По статистике более 90% стартапов проваливаются в первые 180 дней. Главная ошибка – изучение историй успеха вместо историй провала и анализа ошибок, что как раз является классической ошибкой выжившего.

Эвристика доступности

Новости, реклама и теории заговоров – всё это подчиняется правилам эвристики доступности. Люди склонны верить информации, повторённой много раз, и фактически игнорировать то, о чём не слышали ранее. В аптеке мы едва ли купим препарат, о котором слышим впервые, отдавая предпочтение тому, о котором мы знаем из рекламы или от знакомых. Причём чем больше мы слышали о товаре, тем более надёжным и качественным мы его считаем.

Каждое сообщение в СМИ, скажем, о падении самолёта – резонанс. По всем каналам повторяют ужасающие кадры с места крушения – неудивительно, что люди начинают бояться летать.

Порой начинает казаться, что самолёты падают один за другим – так часто мы видим репортажи об этом. Однако стоит минуту-две поискать статистику, как оказывается, что вероятнее попасть в ДТП на пути к аэропорту, чем погибнуть в самом самолете. Но информация о крушении доступнее, мозг её обрабатывает быстрее, а значит и больше доверяет ей.

Мы мыслим примерами и историями, в то время как статистика для нашего мозга – это слишком сложно. Поэтому если знакомый выиграет в лотерее, мы будем верить, что это вполне вероятное событие. Хотя статистика говорит об обратном.

Фото: Алиса Федоренко

Rating 4 Просмотров: 1708

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.