English

Информационно-образовательный портал

Первая профессиональная женщина-художница в истории Казахстана: о творчестве Айши Галимбаевой

Раушан Есчанова, 31 октября 2023

До начала XX столетия, в Казахстане и не только, роль женщины в изобразительном искусстве была эпизодической. Это объяснялось её социальным статусом и общественным неравенством полов: талантливым женщинам приходилось преодолевать непростые обстоятельства, чтобы проявить себя. Именно поэтому фигура Айи Галимбаевой, первой художницы-казашки, исключительна.

Становление

Детство Айши прошло в селе Есик; у подножия гор воспитывался эстетический взгляд девочки. Художественные таланты проявились ещё в раннем детстве, когда она выкладывала узоры для изготовления кошмы (ковер из шерсти методом «валяния») по традициям простой казахской семьи. Однако Айшу больше увлекало рисование: она делала портреты девушек в традиционных платьях, за что получала неодобрение от семьи.

Став старше, Айша без всякой профессиональной подготовки поступила в художественное училище, вопреки мнению родных о рациональности выбранной профессии. Палитра художницы отображала её внутренний мир: свободу и стремление учиться живописи. Благодаря этому она завоевала сердца своих воспитателей.

В 1941 году здание алматинского кинотехникума открыло двери для приёма состава Всесоюзного Государственного Института Кино. Алматы наполнились кинематографической публикой. Знаменитая фраза Владимира Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейших является кино» укрепила в сознании молодых девушек идею познать «не женскую» специфику кино. Там Айша осваивала секреты кинематографического художественного мастерства, постигала законы композиционного строя кадров и училась передавать драматургию сюжетов выразительными средствами.

Её дебютом в кино стал фильм «Песни Абая» режиссёров Григория Рошаля и Ефима Арона. Этот фильм не просто воссоздал отдельные эпизоды из жизни гения – классика казахской литературы и великого просветителя Абая Кунанбаева, – но и стал значительным историческим произведением, в деталях показавшим жизнь и культуру всего казахского народа XIX века. С помощью композиционно простых и естественных национальных костюмов художница создала уникальную галерею своих современников. Платья и платки красного цвета отразили нежность женщин и придали одежде романтизма; мужские и женские костюмы сохранили принадлежность их жузам (сословиям): старшему, среднему и младшему. Айша Галимбаева была не только мастером изобразительного искусства, но и ведущим продолжателем истории и культуры, её «модернизатором». В своих костюмах она отразила эпоху. Наивысшим достижением этой области для неё стало создание альбома «Казахский народный костюм».

После завершения учёбы Галимбаева возвратилась в Казахстан и начала самостоятельный путь в искусстве.

Художница красного цвета

Вскоре у художницы пробудился интерес к предметному миру и его изображению на картинах. Это можно увидеть в произведениях «Чайная посуда», «Апорт» и «Дастархан» (в переводе с казахского языка означает «накрытый стол явствуй»), в которых заметно внимание к передаче фактуры. Можно сказать, что с этого столика возник жанровый сюжет казахских натюрмортов.

Одной из знаковых работ художницы стала «Невестка». Почти всё пространство картины заполняет образ молодой девушки в ярко-красном национальном одеянии. Головной убор «кемешек» белого цвета и золотистый обруч придают ей царственность, а лицо, положение рук и сидячая поза подчеркивают внутреннее спокойствие. О начале замужества нам говорят две пиалы бирюзового цвета и пара яблок на тарелке. Практически в центре картины на уровне живота невесты изображено третье яблоко, золотой блик которого намекает на будущее потомство. На фоне можно увидеть музыкальный инструмент «домбра»: её положению вторят линии узора на ковре, тем самым образуя ритм в картине.

Тема семьи нитью проходит в творчестве Галимбаевой. Например, её можно увидеть в работе «Пиала кумыса». Это бытовая сцена из жизни семьи. Пожилая и молодая женщина сидят у низкого столика за трапезой. В руках они держат пиалу кумыса, национальный напиток, дарующий здоровье. Образ молодой женщины напоминает о картине «Невестка»; здесь художница добавляет пару косичек, выпущенных из тюрбана и декорированных мелкими голубыми бусинами. Они отражают юность девушки. Контрастом выступает пожилая женщина: её смуглая кожа подчеркнута белым платком, а лицо освещено улыбкой. На столике рядом лежат два яблока. Две пиалы и две домбры на заднем плане передают родственную связь портретируемых. Дымка сферы над их головами словно придаёт возвышенность образам, а строгие орнаментальные линии на ковре приземляют композицию.

Последние годы жизни

С годами художница задумалась над общественной значимостью своих картин. В 1970-е годы в её творчестве появились многофигурные композиции. Айша написала серию портретов актеров, творческих деятелей культуры и ученых, иногда создавала собственные портреты. Знаковой работой тех лет стал триптих «Мир».

В нём отражено личное понимание красоты, истины и смысла жизни Айши. Левая часть носит название «Стихи»: в ней композиционно собраны образы людей, объединенных любовью к слову, поэзии. Посередине находится «Художник»: образ женщины-художницы на фоне городов, холмов, гор, силуэта Московского Кремля и воздушных шаров, прославляющих труд и сообщающих о сборе урожая. Кроме доминирующего красного и его оттенков можно увидеть жёлтый цвет. Правая часть – «Дастархан». В ней Айша отразила гостеприимство и дружелюбие.

В газете «Казахстанская правда» в июне 1972 года сама художница отметила: «Очень дорог мне триптих «Мир». Мир — это дружба, это общая цель всех, кто дорожит им. Картину эту я задумала писать в Международный год женщины, когда представительницы 25 стран мира собрались на свой форум в Алма-Ате».

В этот же период художница создала два не менее интересных портрета: Жамал Омаровой и артистки Сабиры Майкановой, исполнившей роль матери в кинофильме «Абай». В обеих картинах живописно отражён национальный костюм: уделено внимание фактуре ткани одежд и декоративным частям, а сияние золота подчёркивает зрелый возраст портретируемых.

Как отметила искусствовед Камилла Ли в 2007 году незадолго до смерти художницы в 2008: «Айша Гарифовна всегда оптимистично воспринимала и воспринимает жизнь. Для неё любое проявление природы, человеческое лицо, – это праздник жизни, и она с упоением это пишет».

Айша Галимбаева – особая фигура в искусстве Казахстана

Айша Галимбаева навсегда останется в истории Казахстана как одна из первых представительниц казахской школы живописи и как первая женщина, пробившаяся в казахское кино. Её новаторское творчество стало новой волной развития изобразительного искусства Казахстана XX века. Помимо яркого следа в истории Казахстана, Айша своим опытом вдохновила последующих художниц. Одной из них стала Гульфайрус Исмаилова – заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Однако и сейчас среди молодых художниц Казахстана творческие методы Галимбаевой продолжает Алмагуль Менлибаева.

Rating 5 Просмотров: 322 | Комментариев: 4

Комментарии

Nuri 31 октября 2023

Очень интересно написано! Автор браво!

Нурия 31 октября 2023

Изумительная подача текста. Художник обывателю становится близок и понятен

Marat 31 октября 2023

Nurlan 31 октября 2023

Super

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.