English

Информационно-образовательный портал

В объективе: кто он – современный фотограф?

Ольга Бондарева, 20 ноября 2024

Фотография – далеко не просто снимок, это целая история, запечатленная на долгие годы, а может и века. Жизнь современной индустрии наполнена разными подходами и тенденциями. Пора познакомиться с новыми вызовами фотоискусства совместно с практикующим мастером съёмок Ириной Владимировой.

Расскажи, как пришла к фотографии, ведь ты получила медицинское образование?

Я со школы начала увлекаться фотографией, с 10 класса. Делала эстетичные фотографии и выкладывала их в соцсети, потом начала мечтать о камере, но она очень дорого стоила.

Мы постоянно ругались с родителями: мама настаивала на том, что нужно иметь высшее образование. А когда сказала, что хочу быть фотографом, то мама не восприняла это всерьез. Думала, что это очередное увлечение: знаешь, в школе круг моих интересов был велик: от массажиста до конного спорта. Время шло, а мой интерес к фотографии рос, поэтому родители подарили самую простую камеру.

Когда я поступила в университет на фармацевта, то поняла, что мне всё-таки не светит быть фотографом. Отложила камеру и успокоилась. На 3 курсе подруга начала брать мою камеру и разбираться. Я поняла, что тоже хочу исследовать технологии. Она мне показывала, как настраивать камеру и выставлять кадр. А потом начался COVID19.

Мне он никак не помешал. Я удалённо находила бесплатные курсы и занималась, а затем купила первое обучение за три тысячи. Тогда казалось, что это невероятная сумма, а сейчас, к сожалению, таких цен нет. Потом начала фотографировать: первые клиенты платили за съёмку 500-600 рублей…

Мне кажется, что в последнее время фотография перестала быть просто настенным атрибутом: теперь это нечто большее. Что для тебя значит снимок?

Для меня это, прежде всего, способ сохранить момент. Потому что жизнь летит вот так, – сказала Ирина, щёлкнув пальцами. Если мы говорим о семейных съёмках, то ни для кого не секрет, как быстро растут дети. Фотография позволяет запечатлеть мгновение между детством и юностью. Женщинам часто кажется, что сейчас неподходящее время: надо худеть, вся в работе и много других отговорок. Так проходит год-второй, дети заканчивают начальную школу, а совместных фотографий всё нет. Если мы говорим об индивидуальной фотографии, то для меня это возможность взглянуть на себя со стороны. Вот смотришься в зеркало: тут рыщик, тут лишняя складка, тут что-то кривое, а другой человек не видит всего этого. Он, наоборот, подчеркивает вашу красоту и уникальность. Всем пытаюсь донести сейчас, даже ярым противникам фотографироваться, что это не просто картинка, это целое воспоминание, сохраненное на память детям, внукам, себе любимой…

Как ты подходишь к созданию концепции для фотосессий? Где черпаешь идеи?

Иногда записывается человек, и ты уже визуально представляешь его в кадре: концепция съёмки, образ и даже позы. Чаще всего смотришь на девушку или парня, идея сама возникает, и ты уже предлагаешь её клиенту. А иногда идёшь по улице, и вдохновение ударит: в голове уже закатная съемка на природе или в парке. Если совсем туго с идеями и воображение не помогает, иду на просторы интернета и там черпаю. Но меня часто настигает профессиональная деформация: если еду в метро и вижу изящных девушек, то сразу хочется их привести в студию, красиво выставить свет и сделать те самые кадры мечты…

Какие этапы процесса подготовки для тебя наиболее важны?

На самом деле для меня как для фотографа все этапы важны. Нет такого, чем ты можешь пренебречь. Фотограф так же, как и клиент заинтересован в итоговом материале: без совместных усилий не получится крутой результат.

Этапы у нас примерно следующие: сначала я выясняю, чего хочет человек, его задумку. В процессе обсуждаем локацию и образы. Если же человек не знает, чего он хочет я ему предлагаю свои идеи, и далее мы уже приходим к общему мнению и нашей съёмке.

Большой пласт в работе – это общение с людьми. Как ты выстраиваешь коммуникацию, чтобы съёмка прошла комфортно и успешно?

Я всегда стараюсь общаться с человеком во время фотосессии как можно больше, поскольку на первоначальном этапе – в переписке – мы немного сжаты. Всегда смотрю перед съёмкой соцсети человека: какой он, чем занимается, где путешествует. А непосредственно перед самой съёмкой встречаюсь с клиентом за 5-10 минут и просто разговариваю на близкие ему темы: как собачку зовут, а как в том месте было и так далее. Некоторые очень удивляются, откуда я владею такой информацией, но это разряжает обстановку. Так, мы узнаём друг друга, чтобы люди не думали, что я кусаюсь или ещё чего-то…

Люди действительно все разные: кто-то сразу инициативный: сам меняет позы, и активничает. А кому-то нужно чуть больше времени, чтобы раскрыться. Поэтому всегда необходимо быть в контакте с клиентом и разговаривать. Ещё сейчас я в целом увеличила время съёмки с часа до полутора: первые двадцать минут в самом начале уходят на привыкание друг другу и остается совсем немного, а если это студия, то совсем ничего…

Бывают ли какие-то трудные ситуации в процессе съёмки или подготовки? Как ты их решаешь?

Было такое в самом начале пути. Пришла девушка, которая совсем не любит себя. Что бы я не делал и не говорила, она никак не шла на контакт и была закрыта. На результате подобное поведение никак не сказывает, но сразу складывает ощущение, что я будто насильно заставила прийти и фотографироваться человека. Это не очень комфортно. Решаю я это своим проверенным методом – постоянным общением.

Я знаю, что в твоей практике самые разные фотосессии: женские портреты, семейные, love story. Есть ли какая-то разница в проведении каждой из них для тебя как для фотографа? Может быть, разный подход или отдельные преимущества, нюансы?

На парных съёмках всё проходит проще, поскольку люди быстрее раскрепощаются в кругу близких. Ключевое наставление в начале съемки– вообще не обращать на меня внимание. Всё-таки, когда ты один, тяжело не замечать перед собой маячащую тётю с фотоаппаратом. На семейных съёмках обстановку разбавляют дети: ты всегда ищешь с ними контакт через игры. Сколько бы референсов у тебя не было заготовлено, по факту съёмка проходит по правилам ребёнка, который везде бегает и всё исследует. А ситуация с love story такая, что всё-таки 90% парней не любят фотографироваться и саму съёмку хотят девушки. И тут с молодыми людьми приходится как с детьми, нужно искать подходы. Но к концу съёмки они понимают, что я не требую от них встать в определённую позу и улыбаться. У меня всё живое: если это прогулка, то клиенты действительно гуляют, а я фотографирую и, конечно, что-то подсказываю; если студия, то тут тоже свободный формат.

Какой стиль фотографии тебе ближе всего? Почему ты выбрала именно его?

Изначально, когда я только пришла в профессию, думала, что буду студийным женским фотографом и всё, но со временем начала смотреть, как делают другие, и нарабатывать опыт. Меня привлек живой стиль, я поняла, что это интереснее. Внедряла подобное в практику: попробовала делать фотографии в действии, смазанные кадры с естественными эмоциями. Я, например, говорила людям, чтобы они кружились. Тут уже и смех появляется, и движение, и эмоция.

Через какое-то время я ещё прошла обучения, на котором рассказывали, как раскрепощать людей в кадре и делать те самые живые фотографии. Так и родился мой лайфстайл.

Я помню, раньше нас наряжали в костюмы для фотосессии, обязательно заплетали, чтобы ни одна волосинка не торчала. Нужно было строго смотреть в камеру и желательно не двигаться. А какие сейчас тенденции в мире фотографии? Произошёл ли перелом в «естественную» сторону?

Сейчас, определённо, тренд на естественность и живые эмоции. Он пришел примерно года 2-3 назад и по сей день остается с нами. Раньше все снимались с масками, использовали сглаживание и прочие фильтры. Сейчас же все устали от этой «вылизанной картинки». В нынешних реалиях нужно брать тем, какой ты на самом деле, а не в маске. Фотографии сейчас все за натуральность. Но те фотосессии из нашего детства со шляпами, большими платьями и сильной ретушью правда ещё пользуются у определенных людей актуальность, потому что на всё найдётся свой клиент. Но я такое не люблю, это же не жизнь, поскольку в повседневности ты себя так не ведёшь, а обман, зачем он?

А какая была самая запоминающаяся фотосессия в твоей практике? Почему именно она осталась в памяти?

Если клиентская…сначала хотела сказать, что первая свадебная, но я тогда так переживала, что у меня совсем не получилось насладиться процессом. Поэтому, наверное, съёмка бракосочетания моей подруги. На самом деле так много любимых фотосессий, что я не могу выделить одну. Ещё мне очень запомнилась гендерная съёмка, когда узнавали пол малыша. А также два раза у меня на фотосессии делали предложение: один раз молодой человек предупредил, а вот второй раз – нет, но я быстро сориентировалась и сняла эти трепетные моменты.

Быть фотографом – это для всех или нужно иметь к этому особый дар?

Мне кажется, фотографом может стать каждый, так как любой навык можно приобрети. В нашем мире изобилия всё кишит курсами и обучениями. Единственное, что кто-то поднимется быстрее по карьерной лестнице, а кто-то медленнее. На это влияет сама практика в фотографии и насмотренность. Но еще я бы сказала, что нужно быть очень эмпатичным и ответственным человеком. Я себя настолько отдаю процессу и морально, и физически, что больше одной съёмки в день не могу проводить. Человек переживает – переживаю вместе с ним, радуется – я тоже.

Какие советы ты могла бы дать новичкам в этой профессии?

Никогда не останавливайтесь, несмотря на все трудности. Да, как бы вы не хотели, но трудности неизбежны особенно в начале пути: вас никто не знает, ценник маленький, а портфолио ещё не наработано. Тут важно не потеряться и уверенно следовать к целям, слушая только себя. Всё лучшее впереди, всё получится!

Rating 5 Просмотров: 39

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Клиника коммуникационных проектов открыла выставку «ЗАГС – место, где рождается семья: история и традиции»

15 мая в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета прошло торжественное открытие ...

Читать далее ...

«Он носил водонепроницаемое покрывало», – уличный музыкант о выступлениях в Петербурге

Поговорим с музыкантом о сложностях уличных выступлений, влиянии погодных факторов на игру и легализации ...

Читать далее ...

«Отелло»: трагедия о жизни и любви

«Слова - лекарства, но слова - и яд: То вылечат. То насмерть поразят». 18 декабря в Александринском ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.