English

Информационно-образовательный портал

Фильм про русских или для русских?

Елизавета Фёдорова, 23 января 2025

Фильм "Анора", получивший главный приз Каннского кинофестиваля в 2024 году, вызвал значительный общественный резонанс и стал объектом дискуссий среди кинокритиков и экспертов. На первый взгляд кажется, что эта американская картина о романтических приключениях стриптизёрши из Брайтон-Бич с сыном российского олигарха не имеет отношения к текущей ситуации в нашей стране. И всё же детальный анализ фильма позволяет увидеть его как актуальное отражение того, как изменяется и преображается образ русских со сменой общественных настроений.

Казалось бы, что может быть банальнее сюжета, чем тот, что Шон Бейкер предложил нам, однако все не так уж и просто. В Бруклинском клубе работает стриптизёршей девушка по имени Анора, которая предпочитает, чтобы ее звали Эни. Одним вечером ей говорят, что пришел русский Иван, сын очень богатых родителей, который в компании своих русскоязычных друзей хочет хорошо провести время, а Эни как раз знает русский. Так начинается история «настоящей любви», которую нам продавали в трейлере, и которая, естественно, в реальной жизни оказалась не такой уж настоящей.

Отношения американской проститутки и русского Ивана довольно быстро выйдут за рамки клуба, встречи продолжатся у последнего дома, а потом перерастут в недельную поездку в Лас-Вегас, откуда они уже вернутся в другом статусе - муж и жена. Однако, слухи о таком неравном браке слишком быстро пересекут океан и достигнут родителей, которые забьют полную тревогу и немедленно пошлют своего человека, чтобы решить все недоразумения.

На первый взгляд, "Анора" кажется просто комичным ситкомом о молодой женщине, которая случайно становится женою богатого парня. Однако, при внимательном рассмотрении картина оказывается не только юмористической, но и социально-критической. В фильме поднимаются вопросы о классовых различиях, коррупции и влиянии финансовых интересов на личную жизнь. Главная героиня — это представительница маргинального слоя общества, который вдруг оказывается в центре внимания богатых людей. Это отражает реальную ситуацию в современной России, где разрыв между бедными и богатыми всё больше увеличивается. Кроме того, фильм критически относится к образу успешного бизнесмена, который может решить любую проблему деньгами. Иван, сын олигарха, оказывается не способным решать свои проблемы самостоятельно, он просто сбегает от ответственности и всех сложностей. Мне кажется, это отлично отражает общее недоверие россиян к элите и ощущение их оторванности от реальной жизни, что особенно часто можно встретить на просторах интернета, где люди, итак, всегда стараются выставить свою жизнь «получше», а по итогу оказывается, что не всё так легко и гладко. Хотя фильм снят американским режиссером, он содержит множество элементов, отражающих российскую действительность: чего только стоит наличие Марка Эйдельштейна, Юры Борисова и Дарьи Екамасовой в одной картине. На протяжении просмотра мы чаще всего слышим русскую речь, либо же простой американский, хотя иногда Майки Мэдисон, актриса, сыгравшая главную роль, говорит на ломаном русском, который не так уж и плох. Мелькает ещё и армянский, что вообще интересно - для армян это был час славы, в какой-то момент можно было подумать, что ты пришёл посмотреть на армянскую национальную комедию, но нет. Тема конфликта между традиционными ценностями и модернизацией присутствует во многих русских фильмах последних лет. В "Аноре" она выражена через противостояние главной героини и её мужа.

Победа фильма "Анора" на Каннском фестивале вызвала бурное обсуждение в России. Некоторые критиковали решение присудить главный приз фильму, рассказывающему о русских персонажах, особенно учитывая текущую ситуацию. Другие же отмечали, что фильм показывает Россию как обычную страну с разнообразием общественных слоёв и сложными внутренними проблемами. Мне же кажется, что фильм несколько переоценён. Первые две части идут неплохо, со смехом и интересом, но третья финальная часть вышла чересчур трагичной и неоднозначной, что сделало концовку перегруженной и карикатурной.

Сложно назвать это серьёзной картиной, над которой потом будешь долго думать - скорее после просмотра захочется помотать головой и задаться вопросом, а что же это всё было.

Тем не менее, на мой взгляд «Анора» неплохой фильм о плохих людях. Мне сложно назвать эту картину глубокой работой, однако как раз это и отражает нынешний медиаландшафт – современный тренд на искренность в медиа скорее обескураживает, чем заставляет проникнуться, тем более что чаще всего эта искренность такая же «настоящая», как и желание Вани из фильма остаться мужем Аноры.

Rating 5 Просмотров: 159

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Клиника коммуникационных проектов открыла выставку «ЗАГС – место, где рождается семья: история и традиции»

15 мая в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета прошло торжественное открытие ...

Читать далее ...

«Он носил водонепроницаемое покрывало», – уличный музыкант о выступлениях в Петербурге

Поговорим с музыкантом о сложностях уличных выступлений, влиянии погодных факторов на игру и легализации ...

Читать далее ...

«Отелло»: трагедия о жизни и любви

«Слова - лекарства, но слова - и яд: То вылечат. То насмерть поразят». 18 декабря в Александринском ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал «Первая линия» является учебной редакцией Клиники коммуникационных проектов СПбГУ и площадкой для прохождения студентами клинической и производственной практики.