Субстанция – новый шедевр или плохая пародия на боди-хоррор?
Анна Землянская, 10 марта 2025
Стоит начать с того, что «Субстанция» — это фильм 2024 года, вышедший в прокат в России осенью. Здесь можно наблюдать смешение двух жанров: боди-хоррора и сатиры. На 77-ом Каннском кинофестивале именно этому фильму была выдана награда за лучший сценарий. Если коротко, фильм повествует о препарате под названием «Субстанция», который призван помочь людям сохранить их молодость. При соблюдении всех правил можно будет еженедельно сменять свой облик на молодую, «идеальную» версию себя и проживать две разные жизни.
Режиссёр Корали Фаржа воплотила в «Субстанции» сюжет, который ранее уже появлялся в показе, но немного в другом амплуа. Похожая картина была в короткометражном фильме «Реальность+», созданном самой Корали Фаржа. Опять встречается препарат, который позволяет на 12 часов стать другой версией себя. На этот раз такую версию можно выбрать самостоятельно. Это небольшая картина с хорошим концом, показывающая, что истинная любовь внутри человека, высмеивающая стремление к внешнему идеалу. Однако в «Субстанции» детальнее раскрываются последствия такого стремления.
Сатирические образы воссоздаются благодаря крупным планам с мерзким повелением босса главной героини Харви. Обезображенный образ Сью в конце фильма – тоже насмешливое преувеличение. Он, как и сцены с вводом препарата, рассечённым пополам позвоночником и состарившимся телом главной героини, доказывает, что фильм также можно отнести к жанру боди-хоррора. Казалось бы, все эти эпизоды представлены в жутких подробностях, должны вызывать ужас и у многих его вызывают. Однако ближе к концу фильма их концентрация становится настолько большой, что эффект пропадает. Так, в одном из последних кадров на протяжении нескольких минут мы смотрим на кровь, льющуюся из жуткого создания в лице Сью.
Герои представляют собой яркие противоположности. Есть однозначно плохой Харви, представленный исключительно как помешанный на деньгах, бесчувственный и мерзкий персонаж. А по другую сторону – бывший одноклассник главной героини, для которого Элизабет была прекрасна независимо от возраста, и голос из трубки, представляющий из себя скорее не производителя субстанции, а некий голос разума. Именно он пытался обеим версиям объяснить, как важно соблюдать правила и уважать свою вторую личность, поскольку они – «одно целое».
Хронометраж фильма растянут. После каждого нового перевоплощения главной героини мы видим всю неделю обеих личностей. В фильме обе сюжетные линии показаны одинаково полно и детально: мы видим и успехи Сью, и истерику Элизабет после неудавшегося свидания. Особенно долгим кажется финал: от момента последнего перевоплощения Сью в страшное чудовище до долгих кровавых сцен. Но так ли это плохо? Вероятно, задумка автора была как раз в том, чтобы показать, насколько абсурдными, долгими и неприятными могут быть женские переживания о своей красоте.
Фильм собрал самые разные отзывы. Кто-то говорит о его затянутости, о том, что идея не нова и никакой морали в фильме нет, о том, что кроме сцен боди-хоррора в фильме нет ничего стоящего. Другие люди говорят о важности этой затянутости, об интересной подаче актуальной проблемы, о шикарно воплощённой сатире. Кинокритики тоже разделились на две касты. Журнал Times пишет, что фильм «грубый» и «бессмысленный», когда критик газеты «New York Times» Алисса Уилкинсон говорит, что фильм заставляет «взглянуть в зеркало» и задуматься.
Если посмотреть на эти комментарии ещё раз, станет понятно, что, как правило, критика крутится вокруг сюжета, хронометража, морали и сатирических вкраплений. Люди комментируют одно и то же, меняются лишь мнения: кто-то в восторге, а кто-то разочарован просмотром. Самым удивительным для меня стала не сама картина, а неоднозначная реакция зрителей. Независимо от того, понравился человеку фильм или он в ужасе, – можно сказать одно: «Субстанция» пробуждает в человеке чувства: как позитивные, так и негативные. Фильм произвёл фурор именно благодаря своей противоречивости. А хорошо это или плохо – решать вам.
Пока без комментариев