«Не хочу учиться!»: три причины почему подростки перестают интересоваться учёбой
Елизавета Ремез, 13 июня 2023
Школьники с возрастом начинают терять мотивацию: в комнате разбросан мусор, в руках телефон, в дневнике – двойки, а ведь совсем недавно был отличником. На самом деле, чем старше ребенок, тем меньше его интересует учеба. По современным исследованиям Н.И. Гуткиной – кандидата психологических наук – установлено, что в четвёртых классах у детей происходит переломный момент в учебе: у них не только отсутствует мотив саморазвития, но и в целом пропадает желание быть вовлечёнными в процесс обучения в школе. Почему же подростки не хотят учиться или порой вообще ничего не хотят? Как учителя могут им помочь? На эти вопросы ответил филолог, критик, стиховед и учитель Дмитрий Филиппов.
Не хочется учиться, когда нет понимания, зачем учиться
«Когда речь идет об обучении детей - учителя должны знать ответы на те вопросы, которые, несомненно, рано или поздно зададут школьники. И это не столько вопросы по конкретным темам («Как пишется слово «милостивый?», какая столица Кот-д’Ивуара?»), сколько вопросы глобального характера: «зачем я изучаю этот предмет?», «как он мне пригодится в жизни?», «почему Пушкин – наше всё?». Применимость знаний сейчас выходит на первый план для школьника. Если он не понимает, что делает - он не будет делать это с той же отдачей, с которой, к примеру, играет в компьютерные игры (там есть довольно быстрый и видимый результат своей деятельности). Весь мир вокруг говорит, что, якобы, без навыков и знаний можно обойтись, что надо выбирать сугубо прикладные области, что преуспевают не умные, а сметливые в бытовом плане люди. Школьник пока ещё не в состоянии осознать, насколько взаимосвязаны ум, эрудиция и культура с хорошим положением в обществе, с престижной работой, с успехом в жизни. И задача учителя – это показать».
Не хочется учиться, когда нет понимания у кого учиться
«Учитель должен быть авторитетным в глазах детей, близким к ним. Он должен быть для них тем наглядным примером, который лучше всех слов будет показывать, что знания могут сделать человека «крутым». Это достигается не через дистанцирование, а наоборот, через живое общение с детьми. Не через формализованный и стандартизированный педантичный подход, а через максимальное погружение в особенности каждого ученика. Школьники нуждаются в том, чтобы за ними видели не серую однородную массу, а индивидуальностей».
Не хочется учиться, когда нет понимания, как учиться
«Задача учителя – найти баланс, провести через все «рифы» в обучении, не запрещать ошибаться, а показывать, как учитывать ошибки. Не запрещать высказываться, а в случае чего скорректировать. Ошибки – тот материал, на котором мы получаем истинный опыт, истинные знания. Это то, что помогает нам увидеть в какой сфере нужно продолжать работу. Конечно, никто не предлагает хвалить за ошибки. Но обращать на них особое внимание, концентрироваться не на результате, а на процессе – это самое важное, что должно быть в плане обучения. Сами по себе ошибки не должны вызывать у ученика страх. То же касается и выражения собственного мнения. Когда мы подавляем желание ученика высказать непопулярную мнение – он перестаёт высказывать какую-либо позицию из-за боязни осмеяния или позора. С этим надо бороться».
«Для студентов всё это тоже справедливо – мы учимся всю жизнь, просто меняются цели и способы подачи информации. И в школе, и в университете есть педагоги, задача которых – направить учащихся в нужное русло, объяснить им, как мыслить, а не только научить каким-то фактам. И даже если учить фактам, то из них необходимо сплести информационную сеть, чтобы они взаимодействовали друг с другом и создавали полноценную картину той области, в которой работает человек. Зачем учиться, у кого учиться и как учиться – это три вопроса, ответы на которые необходимо отыскать как человеку, который только начинает познавать мир, так и человеку с определенным опытом».
Пока без комментариев